Пару слов о вязкости

Вязкость-одно из важнейших свойств масла.

Показатель вязкости отвечает за:

  1. Диапазон температуры окружающей среды, при котором масло обеспечивает надёжный пуск двигателя.
  2. Прокачивание масла насосом до трущихся пар.
  3. Обеспечение прочной смазывающей плёнки, в условиях высоких градиентов скоростей и/или силы сдвига.
  4. Эффективное охлаждение двигателя, даже в условиях высоких нагрузок.
Такой комплекс свойств, в современных маслах, обеспечивают не только качественные базовые масла, но и загущающие, полимерные присадки (полиметакрилаты, сополимеры, гидрированные сополимеры стирола с диенами и др.)

Загущающие присадки практически не меняют вязкостных свойств базовых масел при отрицательных температурах, но значительно увеличивают при высоких температурах, что обусловлено увеличением объёма макрополимерных молекул с повышением температуры и рядом иных свойств.

Современные загущенные масла, изменяют вязкость не только при воздействии температуры, но и скорости, при чём это изменение временное, с уменьшением скорости перемещения смазывающих поверхностей, вязкость возрастает, а с увеличением, снижается. Такой эффект позволяет, варьированием сочетания базовых масел и загущающих присадок, получать необходимые свойства отдельно для грузовых, отдельно для легковых масел. То есть, в одном случае при высоком градиенте силы сдига, масло обеспечивает необходимую вязкостную прочность масляного клина, в другом, при высоком градиенте скорости сдвига, уменьшает потери энергии на гидродинамическое трение и даёт экономию топлива при сохранении необходимой прочности.

Таким образом, для современных масел, необходимые показатели кинематической и динамической вязкости, достигаются сочетанием качественных базовых масел различных групп и технологически очень сложных высокомолекулярных полимерных соединений.

К сожалению, на практике, часто приходится сталкиваться с дилетантским подходом определения вязкости. При чём про одно и тоже масло, два механика, выносят диаметрально противоположное мнение. У одного-слишком вязкое, у другого-«как вода». Такие «мнения» приходиться слышать как про новое масло, так и про масло, сливаемое при замене.

Уважаемые механики-невозможно на глаз, или потерев между пальцами, или любым другим, кроме как лабораторным способом, определить необходимую вязкость масла. Кстати, современные маловязкостные масла, имеют очень прочную смазывающую плёнку. Одно и тоже масло, при разности температур в 10-15 градусов (т.е. незаметную по ощущениям), даёт очень разную визуальную картинку. Поэтому не стоит полагаться на свои ощущения, а довериться лабораторным данным. Тем более, что речь идёт о субстанции, от которой на 90% зависит работоспособность механизмов.